Орнаменты храма Воскресения Христова
Русское слово «орнамент» происходит от латинского «украшение». Орнамент – это уникальный мир особых художественных образов.
В христианстве орнаментальная символика изначально имела очень важное значение, поскольку ее скрытый смысл понимали только посвященные, уверовавшие в Господа Иисуса Христа. Это помогало первым христианам сохранять тайну своей Веры в окружении язычников и отчасти избегать гонений. Постепенно орнамент в христианстве становится более декоративным, но при этом сохраняет свою смысловую нагрузку.
Орнаментика живо реагирует на стилевые и архитектурные особенности христианского храма. И, поскольку храм Воскресения Христова (Спас на крови) возведен в русском стиле, в этом же направлении выдержано его орнаментальное убранство.
Русский стиль интегрирует в себе мотивы различных стилевых направлений, но при этом сохраняет свой самобытный характер и подтверждает многообразие русской культуры. На его развитие оказали влияние связи Древней Руси с Византийской империей, откуда в X в. и пришла христианская вера, а также с мусульманскими государствами Востока. Благодаря этому орнаментальные символы русских храмов наделены не одним, а несколькими значениями, которые должны трактоваться в контексте каждого конкретного орнамента.
Орнаментальное убранство храма Воскресения Христова создавалось по оригиналам архитектора Альфреда Парланда и художника Андрея Рябушкина. Каждая из частей храма несет свою смысловую нагрузку, и в зависимости от этого, имеет свои особенности орнаментики.
Каждый верующий или человек, готовящийся к таинству крещения, при входе в храм (западная часть) попадает как бы в земную «модель» Райского сада. Этот мир представлен в виде сплошного коврового растительного орнамента, включающего изображения птиц. Именно так художники-орнаменталисты представляли себе красоту Небес, равной которой нет в земной природе. Цветы представляют здесь и красоту и Божественное Благословение, а плющ, овивающий их стебли – это символ преданности и вечной жизни, поскольку он продолжает расти и на погибших деревьях. Птицы – это символ души, идея отделения духовного начала от начала земного.
Орнамент, создающий художественный образ центральной части храма, выполнен по законам симметрии и представляет собой бордюр, не только отделяющий мозаичные изображения друг от друга, но и объединяющий их в одно художественное целое. Здесь можно увидеть и геометрический и растительный орнаменты. Поражает их разнообразие – нигде не встречается полное повторение рисунка. Круг в орнаменте имеет древнюю мифологическую основу, одно из значений которой – символ небесного, символ духа. Четырехугольник – знак земного, треугольник – символический образ Всевышнего.
В орнаментах Спаса на крови немало звезд с разным количеством лучей, символика которых многозначна. Например, пятиконечная звезда – один из самых древних символов человека, в православных храмах трактуется так же, как пять ран на теле распятого Христа. Шестиконечная звезда – образ сотворения мира, восьмиконечная – символ Богоматери и, вместе с тем, нимб Бога-отца Саваофа, «Венец Отеческой Славы». Многочисленные Кресты, вплетенные в орнаменты Спаса, обозначают символ христианской веры, Благословение Креста, дарованное всем людям. Из Крестов составлены многочисленные монограммы Иисуса Христа.
Растительный бордюрный орнамент выполнен тонко и изящно. Его мотивы отличаются пышностью и разнообразием цвета. Так, лилии и белые розы символизируют Матерь Божью, цветок граната – единство Церкви, солнечный цветок мимозы – знак уверенности в грядущем Воскресении.
Орнамент пола в мемориальной зоне храма – стилизованный лавровый венок, символ победы Иисуса Христа над смертью. Над сенью – ангелы с павлиньими перьями – символ возрождения, символ вечной жизни.
Орнамент в виде виноградной лозы в алтарной части храма также символизирует Спасителя. Побеги лозы – Его ученики, гроздья – вино и хлеб Святого Причастия. На задней стене алтаря мозаика «Евхаристия», созданная с оригинала Николая Харламова, иначе называется «Причащение апостолов», орнаментирована стилизованными чашами (чаша – символ веры, сосуд, который использовал Иисус Христос во время Тайной вечери), гроздьями винограда и пиками – символом страстей Господних.
Многообразие христианской символики дает мозаичистам и художникам почти безграничные возможности при создании орнаментов православного храма. Рассмотреть отдельные мотивы орнаментики, попытаться сопоставить ее с иконописной программой собора, понять и осмыслить значение орнаментальных символов – достаточно трудная, но интересная для исследователей задача.
Материал подготовлен Л.Н.Шамельян |